Содержание материала

Объективные и субъективные трудности, методика преодоления трудностей

В связи с этим большое значение в психологии спорта приобретает проблема классификации и систематизации трудностей, в процессе преодоления которых воспитываются волевые качества смелости и стойкости. Большой материал для анализа этого вопроса дает психологическое изучение различных видов спортивной деятельности.

В психологии спорта установилось традиционное деление трудностей на два вида:

  1. трудности внешние (особенности среды и предметов, с которыми спортсмену приходится иметь дело во время тренировок и спортивных соревнований);
  2. трудности внутренние, представляющие собой различные эмоциональные состояния, возникающие у спортсмена в процессе спортивной деятельности.

Ближайший анализ показывает, что такое деление не может быть признано удачным: во внешней среде нет трудностей; там мы имеем дело с теми или другими внешними препятствиями, которые приходится преодолевать спортсмену; с другой стороны, физиологические изменения внутри организма (например, при нарушении процессов обмена во время усиленной мышечной работы) лишь с большой натяжкой можно отнести к внешним трудностям.

Деление трудностей на внешние и внутренние приводит не которых исследователей к утверждению, что главное — это трудности внутренние, для которых характерно наличие тех или иных отрицательных, астенических эмоциональных переживаний, и что на борьбу именно с этими трудностями должны быть, направлены все усилия тренера. В свою очередь, такое утверждение нередко приводит к забвению материальной основы «внутренних» психических переживаний, к их отрыву от порождающих их объективных причин, а следовательно, и к ошибкам в построении методики воспитания волевых качеств личности, связанных с преодолением трудностей.

Опыт психологического изучения различных видов спортивной деятельности показывает, что спецификой волевых качеств спортсмена является то, что они всегда связаны с деятельностью, направленной на преодоление тех или иных трудностей. Соответственно преодоление трудностей должно составлять и специфику методов воспитания волевых качеств спортсмена Эти методы могут быть эффективными, если они будут основаны на детальном изучении трудностей, специфичных для отдельных видов спорта. Эти трудности могут быть правильно поняты, если будет установлена их обусловленность (детерминированность) конкретными «объективными» особенностями, специфичными для данного вида спорта. В связи с этим для дальнейшей углубленной работы по психологическому анализу волевых качеств и процесса их формирования полезно выделить следующие две основные группы трудностей, встречаемых спортсменами в их спортивной деятельности: трудности «объективные» и трудности «субъективные». Основания для такого разделения следующие.

Объективными мы называем трудности, детерминируемые специфическими для данного вида спорта препятствиями, без преодоления которых спортсмен не может овладеть данным видом спорта. Примерами таких трудностей могут быть: затрата большой мышечной силы при подъеме штанги: быстрота, требующаяся при нанесении удара в боксе; необходимость продолжать усиленную мышечную работу в состоянии утомления: например, в беге на длинные дистанции, при финишировании, когда наступает кислородное голодание; высокая координированность движений, необходимая при выполнении гимнастических упражнений па снарядах, и т. д. Все эти трудности называются нами «объективными», поскольку они обусловлены самим видом спорта, а не особенностями личности спортсмена. Особенностью этих трудностей является то, что они одинаковы для всех людей, стремящихся попробовать свои силы в данном виде спорта и совершенствоваться в нем; они варьируют лишь по нормативам, устанавливаемым для спортсменов различного возраста и категории, не меняясь по своему психологическому содержанию «качеству». Через эти трудности обязательно должен пройти каждый спортсмен, занимающийся данным видом спорта.

Субъективными мы называем трудности, основу которых составляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревнований и т. д. Эти трудности, как правило, носят индивидуальный характер, они могут быть различны у представителей одного и того же вида спорта. Примерами им могут быть страх, вызываемый необходимостью выполнить упражнение на данном снаряде, связанный с воспоминанием о травме, полученной на предыдущей тренировке; вызываемое реакциями зрителей, присутствующих на соревновании, смущение и своим астеническим характером тормозящее активность спортсмена, разрушающее выработанные в процессе тренировки динамические стереотипы двигательных навыков, и т. д.; боязнь противника, преувеличенная оценка его сил и способностей; заинтересованность в данном виде соревнований... и т. д.

Методика преодоления этих трудностей (а следовательно, методика нравственного воспитания требуемых волевых качеств спортсмена) имеет, естественно, иной характер по сравнению с методикой воспитания волевых качеств при преодолении объективных трудностей. Большое значение в этой методике приобретают методы разъяснения, убеждения, воздействия примером, проведение тренировок и соревнований в различных условиях в целях выработки адаптации к условиям соревнования, накопление опыта соревновательной борьбы, «самоприказы» (сущность которых составляет усилие воли, направленное на подавление астенических эмоций) и другие средства, позволяющие привести нервную систему данного спортсмена и оптимальное для решения стоящей перед ним задачи состояние, воспитать у него спокойствие и сдержанность в отношении сопутствующих соревнованию внешних факторов и т. д. Воспитание волевых качеств спортсмена может быть эффективно осуществлено только при дифференцированном учете совокупного влияния на его деятельность указанных выше двух видов трудностей.

Фрагменты статьи: Рудик П. А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М.: ФиС, 1962. — С. 9-20.