Содержание материала

Воля представляет собой структурно сложную сторону личности человека. В связи с этим и волевые качества человека многогранны. Практика показывает, что важнейшими из них являются:

а) целеустремленность,
б) инициативность,
в) дисциплинированность,
г) решительность,
д) смелость, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

Каждое из этих качеств характеризуется особенностями, накладывающими отпечаток и на методы их воспитания.

Целеустремленность и инициативность

Целеустремленность предполагает наличие у человека не только определенных целей, которые он перед собой ставит, но и характерных особенностей деятельности, направленной на достижение этих целей. Анализ волевого качества целеустремленности показывает его органическую связь с нравственными сторонами личности человека. На эту сторону воспитания целеустремленности применительно к спорту в следующих словах указывает М. И. Калинин: «Физкультура и спорт являются значительным фактором в создании здорового, сильного, ловкого, находчивого, отважного, умеющего бороться с препятствиями, уверенно смотрящего вперед человека. Но все это вместе взятое есть только внешняя физическая сторона дела». Перед физкультурниками и спортсменами, говорил М. И. Калинин, стоит задача пронизать свою деятельность идейным содержанием революционного марксизма, «связать спортивную деятельность с общим строительством социализма», с общими стремлениями советского народа. «Тем самым физкультурники поднимут свою работу на уровень общих всенародных устремлений... т. е. они наполнят свою работу глубоким внутренним содержанием, в котором каждая отдельная ветвь спортивной деятельности получит неисчерпаемые питательные соки для своего роста и мощный стимул к дальнейшему совершенствованию».

Сущность волевого качества инициативности заключается в способности человека самостоятельно: а) ставить цели для своей деятельности и б) организовывать сами действия для достижения этих целей. Для проявления инициативности необходимы:

  1. понимание ситуации, в которой необходимо проявить самостоятельную деятельность;
  2. составление плана действий;
  3. решимость на самостоятельные действия, т. е. принятие на себя ответственности за эти действия.

Основным условием воспитания инициативности является создание для воспитанников положений, из которых они должны найти выход собственными усилиями и средствами. Наоборот, всякое решение возникшей задачи другими (например, воспитателем, товарищами и т. д.), а не самим воспитанником, может лишь уничтожить способность последнего к проявлению собственной инициативы. Однако при этом необходимо соблюдать принцип постепенности и ставить перед воспитанниками лишь доступные им по трудности задачи: задачи, намного превышающие силы и способности воспитанника, могут лишь подавить у него стремление к проявлению собственной инициативы. Это не значит, однако, что воспитанники должны оставляться без всякой помощи со стороны воспитателя в исполнении ими своих инициативных обязанностей. Помощь должна быть оказана, но не для того, чтобы решить задание за воспитанника, а для указания ему способов возможно полного и успешного проявления его инициативы. Большое значение при этом имеет поощрение самостоятельных проявлений инициативы, обнадеживание и поддержка в трудных условиях деятельности.

Дисциплинированность

Волевое качество дисциплинированность предполагает наличие выработанной в процессе воспитания способности подчинять свои волевые проявления необходимости и требованиям спортивного коллектива и общества. Полезно развивать самодисциплину как сознательное подчинение установленным правилам. Под самодисциплиной понимается способность человека подчинять свое поведение требованиям нравственного долга, разумным основаниям и противостоять различным чувственным побуждениям и склонностям низшего порядка, влекущим в сторону от нравственного пути. Таким образом, воспитание дисциплинированности органически связано с нравственным воспитанием личности человека.

Важными средствами в воспитании дисциплинированности являются:

а) неуклонное подчинение установленному режиму;
б) подчинение своего поведения определенным правилам;
в) выработанные привычки дисциплинированного поведения.

К числу последних относятся: привычка быть всегда активным в достижении поставленной цели, привычка к затрате необходимых для этого волевых усилий, быть устойчивым в их проявлении, доводить их до результативного конца, привычка действовать   решительно и быстро и т. д.