Одним из важнейших аспектов формирования индивидуальности спортсмена является развитие его спортивно важных психических свойств (СВПС). По данным наших лонгитюдных исследований (совместно с В. И. Ениным и Е. Р. Виспен), в ходе многолетних занятий избранным видом спорта постепенно складывается динамичная специализированная структура психических процессов, психических состояний и СВПС личности спортсмена, которая и обеспечивает результативность его деятельности.

В конкретных ситуациях учебно-тренировочного занятия или спортивного соревнования подструктура СВПС обеспечивает возникновение адекватной ситуации рабочего состояния спортсмена, которое, в свою очередь, обусловливает необходимый уровень и организацию включенных в его деятельность психических процессов и состояний.

С другой стороны, имеется и обратная связь: в ходе многолетней спортивной подготовки на основе постоянно развивающихся и многократно повторяющихся психических процессов и состояний происходит развитие СВПС спортсмена, которое подкрепляется конкретными результатами его соревновательной деятельности.

Сформированность подструктуры СВПС — важнейшее условие высокой результативности и надежности деятельности спортсмена. Однако закономерности ее формирования изучены слабо. Внимание уделяется в основном изучению психических процессов и состояний спортсмена.

Такое подчеркнутое внимание психологов к проблеме психических процессов и состояний может создать впечатление, что само- и гетерорегуляция состояний составляют едва ли не единственное содержание психологической подготовки спортсменов. Это подтверждается и практикой работы психологов в командах, ведущим направлением которой является диагностика и регуляция состояний.

Отмеченное направление психологического обеспечения спортивной деятельности хотя и дает ощутимые положительные результаты в относительно короткие сроки, но не может считаться достаточно надежным, если игнорируется тот факт, что психические состояния зависят не только от ситуации, воздействий на спортсмена, но и от сформированном его СВПС. Именно длительная, кропотливая работа по формированию СВПС, по нашему мнению, является базовым направлением психологического обеспечения спортивной деятельности. И это особенно важно учитывать, если речь идет о юных спортсменах. Не случайно в последней статье А. Ц. Пуни, где анализировались перспективы развития спортивной науки в целом и частности психологии спорта, эта проблема названа в числе фундаментальных и высокозначимых для практики спорта. В общетеоретическом плане проблема формирования СВПС у спортсменов является одним из аспектов общепсихологической проблемы развития свойств и способностей личности на основе психических процессов и состояний. Главные направления ее выработки были определены в советской психологии еще в 50-х—начале 60-х гг. в трудах А. Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова и др. Образование психических свойств на основе психических провесов рассматривалось авторами по-разному: как результат закрепления процесса вследствие его повторения в деятельности; как следствие генерализации, обобщения процессов; как результат синтезирования разнообразных процессов одной модальности с последующим закреплением и обобщением образовавшейся системы (Ковалев. 1970).

Всеми авторами выделялась опосредующая роль психических состояний субъекта в обеспечении «перехода» психических процессов в свойства личности (Ананьев, 2000; Ковалев,1979; Левитов, 1964). Вместе с тем выдвинутые гипотезы не нашли достаточного экспериментального подтверждения, и прежде всего, как отмечал Б. Г. Ананьев, «по причине новизны и неразработанности генетических методов исследования»(Ананьев, 2000).

Важное значение для разработки данной проблемы имеют психологические исследования В. А. Ганзена, в которых дается системное описание функционирования психики человека в актуальном времени (Ганзен, 1984,1986). Автор пишет: «Конкретная социальная функция формирует необходимую для ее реализации функциональную структуру из множеств свойств, состояний и процессов, которыми располагает человек. Производится актуализация необходимого набора свойств, определение актуального состояния и последовательности доминирования психических процессов. При этом учитываются внешние условия функционирования, отношение человека к выполняемой функции (внутренние условия) и его индивидуальные особенности» (Ганзен, 1986, с. 65). По сути, здесь представлена схема реализации психики как целого в ходе осуществления человеком конкретной социальной функции, т. е. конкретной деятельности.

Вместе с тем это описание может рассматриваться и как схема развития психики, если иметь в виду, что селекция и интеграция психических процессов в соответствии с требованиями конкретной деятельности приводят при участии психических состояний к формированию деятельностно-важных психических свойств, а следовательно, и к совершенствованию выполнения социальной функции, повышению результативности деятельности.

На данном этапе разработки проблемы формирования СВПС спортсменов наиболее значимыми являются вопросы методологического и методического характера: во-первых, какие психические свойства спортсменов можно рассматривать как спортивно важные: во-вторых, как изучать их развитие в спортивной деятельности; в-третьих, как этот процесс контролировать и, в-четвертых, как, опираясь на знание соответствующих закономерностей, этим процессом управлять в учебно-тренировочной деятельности.

Отвечая на вопрос, какие психические свойства спортсмена можно рассматривать в качестве спортивно важных, следует исходить из принципа единства личности и деятельности. При таком подходе спортивно важными следует считать те психические свойства, которые отвечают требованиям конкретного вида спорта.

В спортивной деятельности проявляются и развиваются различные психические свойства: интеллектуальные, обеспечивающие прием и переработку информации, принятие спортом необходимых решений; психомоторные, определяющие качество двигательных действий и операций субъекта; эмоциональные, влияющие на энергетику и экспрессивные характеристики деятельности; волевые, обеспечивающие преодоление возникающих в ней препятствий; коммуникативные, направленные на взаимодействие с другими людьми; нравственные, определяющие мотивацию деятельности и соответствие целей, средств, результатов определенным моральным нормам. Ансамбль психических свойств, отвечающий требованиям конкретного вида спорта, обеспечивает высокую результативность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.

По особенностям развития и формирования названные психические свойства разделяются на две группы. У свойств первой группы можно довольно четко наблюдать соответствие их содержания содержанию психических процессов, на основе которых они развиваются. Психическое состояние спортсмена при этом играет роль «катализатора» или ингибитора, ускоряя или замедляя это развитие. Иначе говоря, в формировании свойств этой группы психическим процессам принадлежит специфическая роль, а психическим состояниям — неспецифическая. К этой группе относятся, например, интеллектуальные и Психомоторные свойства спортсменов. В развитии свойств и горой группы, наоборот, специфическая роль принадлежит психическим состояниям, неспецифическая — психическим Процессам (например, эмоциональные, волевые, нравственные свойства личности спортсменов).

Неодинаковыми для указанных групп психических свойств будут и системы закрепления их развития в структуре личности спортсменов в зависимости от подкрепляющей роли того или иного аспекта результатов спортивной деятельности: проективного (собственно материальный или идеальный проект, например конкретное достижение спортсмена) или нормативного, понимаемого как соответствие продукта и средств его получения принятым этическим нормам (в частности, нормам спортивной морали в команде и пр.).

В подкреплении развития психических свойств первой группы преимущественное значение имеет продуктивный аспект результатов спортивной деятельности (например, рекордное достижение, призовое место в ответственном соревновании и т. п.). В развитии психических свойств второй группы существенно выше роль нормативного аспекта (например, удовлетворение, которое, несмотря на поражение, испытывает спортсмен, отдавший все силы соревновательной борьбе, и, наоборот, оттенок неудовлетворения, досады, с которыми бывает сопряжена победа, достигнутая с помощью пристрастного судейства (подсуживание) и др.).

Вышеизложенное позволяет научно подойти к решению второго вопроса: как изучать формирование СВПС спортсмена? Очевидно, начинать такое исследование необходимо с психо-спортограммы, т. е. с психологической характеристики конкретного вида спорта и выделения на ее основе: а) перечня спортивно важных психических свойств спортсмена; б) типичных рабочих психических состояний, возникающих в ходе тренировки и Соревнований; в) психических процессов, непосредственно включенных в деятельность в данном виде спорта и связанных с формированием СВПС.

Следующим этапом исследования является определение конкретных параметров психических свойств, состоянии и процессов, подлежащих изучению. Среди них — качественные и количественные, пространственные и временные, энергетические и информационные характеристики свойств.

Для психических свойств такими параметрами могут быть их выраженность и генерализованность. Под выраженностью понимается наличие и устойчивость проявления всех признаков свойств. Под генерализованностью — своего рода универсальность свойства, широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах спортивной деятельности .

В качестве параметров психических состояний спортсмена могут использоваться: эмоциональный тон (общая эмоциональная окраска переживаний субъекта); психический тонус (степень активности отношения к деятельности, стеничность состояний) и психическое напряжение (степень напряжения функционировании отдельных систем и организма в целом, обеспечивающая выполнение деятельности в конкретных условиях) (Мазуров, Корнеев, 1984).

К параметрам психических процессов относятся скоростные, объемные, точностные и собственно качественные (информационные) их характеристики, наблюдаемые в двигательной деятельности спортсменов. Выделенные параметры психических свойств, состояний и процессов определяют подбор конкретных методов их изучения, включаемых в программу исследования. В такой программе важно предусмотреть и адекватные способы оценки результативности деятельности спортсмена, имея в виду, что среди них должны быть как объективные оценки достижений, выраженные в соответствующих единицах (метрах, секундах, баллах и т. п.), так и экспертные оценки и самооценки, позволяющие выразить нормативный аспект результатов спортивной деятельности.

Само исследование может носить лонгитюдный характер и осуществляться в естественных условиях тренировки и соревнований, поскольку лишь такая организация эксперимента даст возможность зафиксировать не только количественные, но и качественные изменения в формировании СВПС спортсмена.

Здесь логично возникает третий из сформулированных выше вопросов: как контролировать процесс психического развития личности спортсмена или, другими словами, какими психологическими критериями следует пользоваться для определения уровня развития сформированное того или иного психического свойства.

Анализ литературы и результаты исследований позволяют определить три таких критерия.

Первый критерий: формирование опорного ядра как совокупности психических процессов и их динамичных взаимосвязей, в которых данное психическое свойство у спортсмена проявляется в избранном виде спорта и на основе которых оно в ней и развивается; сохранение основных элементов и связей ядра при переносе свойства на другие виды деятельности спортсмена. Например, в двухлетнем лонгитюдном исследовании динамики и взаимосвязей психических процессов, состояний и волевых свойств гимнастов и борцов 13-14-летнего возраста нами было выяснено, что в элементном составе «опорных ядер» одних и тех же волевых свойств у гимнастов и борцов есть общее и особенное. Общее обусловлено сутью самого волевого качества, а особенное — спецификой вида спорта, в котором оно сформировалось (Енин, 1986). Результаты естественного контрольного эксперимента, направленного на выяснение возможностей и психологических механизмов генерализации волевых свойств (настойчивости, упорства, смелости, решительности, самообладания, выдержки) из привычной деятельности на совершенно новый ее вид для юных спортсменов (скалолазание), свидетельствуют о том, что при проявлении волевых свойств в новом виде деятельности их «опорные ядра» преобразуются. Однако при этом сохраняются отдельные элементы и связи, присущие проявлениям каждого свойства в своем виде спорта.

Второй критерий: постепенное исчезновение подкрепляющей роли эмоциональной составляющей психического состояния и экономизация усилий, выражающаяся в снижении психического напряжения при проявлении соответствующего психического свойства в привычных условиях, что наблюдается при автоматизации спортивных навыков. Это означает, что для успешного осуществления деятельности необходимо прежде всего поддержание высокого психического тонуса, т. е. стеничного рабочего состояния. Но если на начальных этапах формирования психического свойства его проявление в. деятельности во многом зависит от эмоциональных переживаний субъекта, то в дальнейшем эта зависимость ослабляется. Данное положение также получило подтверждение в упомянутом выше исследовании (Енин, 1986).

Третий критерий: появление потребности проявлять развитое психическое свойство, поиск ситуаций для ее реализации. Общеизвестно, какую роль в осуществлении деятельности, развитии человека играет мотивация. Для развития личности спортсмена особо важным является вопрос о развитии его мотивации спортивной деятельности. С этой точки зрения потребность выступает как активная сторона психического свойства или совокупности взаимосвязанных свойств.

Теперь, если представить, так сказать, «обратный ход» процесса, то получится, что постановка многих конкретных целей (задач), реализация которых требует участия определенных психологических процессов, создание адекватной мотивации (т. е. организация соответствующих условий) для достижения каждой из них приводят, в конечном счете, к тому, что спортсмен начинает испытывать активную потребность в действии, в достижении поставленной цели и т. д., т. е. он начинает испытывать потребность, которая включается в «выросшие» из психических процессов и состояний его психические свойства.

При этом важным условием информативности всех вышеназванных критериев является соотнесение их с соревновательной результативностью спортсмена. Названные признаки развития нового, например, волевого психического свойства в личности спортсмена развиваются и проявляются не сразу, а поэтапно.

Первый этап — зарождение психического свойства — связан с формированием динамического «опорного ядра» психических процессов, в которых данное свойство находит для себя проявление в конкретном виде спорта и на основе которых оно нем и развертывается.

Второй этап — повышение выраженности в проявлении данного свойства в конкретной деятельности — характеризуется совершенствованием и усилением «опорного ядра», которое становится все более устойчивым по своему элементному составу, но вместе с тем и более динамичным с точки зрения внутренних взаимосвязей его элементов, что проявляется в «переносе» свойства с ситуации на ситуацию в пределах своего вида спорта.

Третий этап — генерализация свойства (его «перенос» в другие виды деятельности спортсмена: учение, труд, другие виды спорта и т. п.) — обеспечивается не только преобразованием в новых условиях данного опорного свойства, но и сохранением и закреплением его основных элементов и связей в бессознательной психике личности спортсмена.

И наконец, четвертый этап — самодетерминация проявления психического свойства, что связано с формированием сознательной потребности в его проявлении в деятельности и общении. Это может выражаться в новых ценностных ориентациях спортсмена, в осознании целей спорта как смыслов жизни, в его предпочтениях, а затем и активном поиске соответствующих социально-психологических ситуаций для самоутверждения и самореализации. Не только в спорте, но и в обыденной жизни.

Выделенные четыре этапа развития СВПС могут служить ориентирами как для психолого-педагогического исследования, так и целенаправленного поэтапного индивидуального формирования их в личности спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий с учетом требований тренера и вида спорта. С этим, в частности, связан ответ на вопрос о том, как управлять развитием СВПС спортсменов.

Целенаправленно формулируя цели и требования к параметрам деятельности спортсмена, ставя перед ним конкретные и посильные для выполнения задачи, задавая определенные тренировочные режимы и актуализируя нужные мотивы деятельности, тренер-педагог может создавать благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных психических свойств личности спортсмена, осуществляя тем самым психологическое сопровождение в его спортивной карьере.

Стамбулова Н. Б. О формировании спортивно важных психических свойств спортсменов // Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов — Л.: Изд-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. - С. 20-29.