Нравственное воспитание осуществляется по двум направлениям: 1) вооружение воспитанников нравственными знаниями; 2) выработка нравственных навыков и привычек поведения (Н. И. Бодырев). В. Т. Лисовский (1974) считает, что задача нравственного просвещения состоит в том, чтобы:

  • расширить и углубить моральные знания и представления человека;
  • побудить его к осмысливанию личного нравственного опыта;
  • научить применять знания морали для анализа, оценки и самооценки деятельности, поведения и качеств личности;
  • повысить информированность людей об их возможностях и собственной роли в устранении имеющихся недостатков и в воспитании желаемых качеств и свойств личности.

Разрыв между нравственным просвещением и нравственными поступками в системе воспитания приводит к несформированности привычек высоконравственного поведения при наличии соответствующих знаний. Еще в древности говорили, что "многознание уму не научает", тем более нравственности. А. С. Макаренко утверждал, что "самый умный поступок – это нравственный поступок".

При всей важности интеллектуальной сферы личности практическое поведение определяется не ею одной. Огромная роль принадлежит эмоционально-чувствственной, моральной сфере личности.

Учителю физической культуры необходимо сосредоточить внимание на решение следующих задач нравственного воспитания учащихся в процессе занятий физическими упражнениями:

  • воспитание активной жизненной позиции, требующей проявления высокой гражданственности, сознательности, самодисциплины, творчества, ответственности;
  • формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями в целях повышения работоспособности, достижения высоких показателей в учебе как главном виде труда школьников, готовности их к труду и службе в армии;
  • формирование нравственного опыта: взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки;
  • воспитание навыков пропаганды физической культуры и спорта;
  • воспитание и совершенствование личностных качеств человека.

Ведущие задачи нравственного воспитания реализуются путем использования системы постепенного усложнения упражнения и условий их выполнения, способствующих достижению высоких показателей здоровья, развитию ведущих морально-волевых и двигательных качеств, организаторских способностей.

При этом важно при выполнении каждого задания ставить перед учениками конкретные установки. Например, обучая опорному прыжку согнув ноги через гимнастического коня в 7-м классе, можно дать мальчикам следующую установку: коня можно перепрыгнуть и не владея высокой техникой данного упражнения, но задача как раз и состоит в том, чтобы не просто научиться прыгать через этот снаряд, а, тщательно обрабатывая до совершенства каждую деталь, одновременно с развитием настойчивости, упорства, трудолюбия, овладеть техникой спортивного упражнения до такой степени, чтобы по качеству его выполнения можно было судить о характере человека.

www.fizkulturaisport.ru