Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.

Средства нравственного воспитания — это те виды деятельности, которые используются для решения задач нравственного воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, физическую культуру и спорт, общественную деятельность.

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Эмоциональность и коллективный характер физкультурной и спортивной деятельности, разнообразие ее положительных активов, постоянное стремление к физическому и духовному совершенствованию, максимальная реализация своих творческих возможностей — все эти особенности также дают право рассматривать ее как важное средство нравственного воспитания. Физкультурная и спортивная деятельность органически сочетается с общественно полезной деятельностью, является се составной частью.

Ни один из методов, а также ни одно из средств нравственного воспитания не могут применяться изолированно, в отрыве друг от друга. Для методики нравственного воспитания спортсмена характерны взаимосвязь и единство методов и средств воспитательного воздействия.

Существуют массовые, групповые и индивидуальные формы и методы воспитательной работы, которые направляются на формирование характера, взглядов, убеждений, норм общественного поведения спортсменов.

Опрос тренеров, который проводился, чтобы узнать, какие средства воспитания используются и оцениваются ими особенно высоко, показал следующее: по их мнению, наибольшее влияние на спортсменов оказывает активная работа комсомольской группы, развитие в коллективе критики и самокритики, обсуждение важных вопросов деятельности и поступков отдельных членов коллектива, проведение этических бесед, встреч с ветеранами спорта, известными деятелями науки и культуры, героями труда и т. д.; в арсенал средств воспитания включали также участие в общественно полезном труде и общественной жизни коллектива; совместное посещение соревнований, шефство над новичками, использование средств наглядной агитации (стенды с портретами лучших спортсменов, показателями их выступлений и достижений коллектива и т. д.).

Рассмотрим подробнее основные средства, методы и формы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания, норм общественного поведения, поощрения и наказания. Это поможет тренерам, учителям физического воспитания, методистам глубже ознакомиться с ними, чтобы затем использовать в своей практической работе.