В период советской власти начиная с 1918 г. и вплоть до 1985 г. внимание правительства было направлено на реализацию положения К. Маркса «о соединении производительного труда с обучением и гимнастикой не только как одного из средств для увеличения общественного производства, но и как единствен­ного средства для производства всесторонне развитых людей». Эта политико-идеологическая установка на десятилетия опреде­лила систему организации, методики и науки физического вос­питания и спорта в стране. Создаются государственные органы управления физическим воспитанием при Всевобуче и военных комиссариатах, открываются первые институты физической куль­туры (Москва, Петроград, 1918).

При Главной гимнастическо-фехтовальной школе организуется первое военно-спортивное учебное заведение — Курсы инструкторов по физическому разви­тию, строю, владению оружием и допризывной подготовке (1918). В целях пропаганды и развития спорта среди подрастающего по­коления открывается первый Петроградский спортивный клуб.

Важное значение в развитии вопросов педагогической теории спорта имели научные исследования, начало которым было по­ложено работами сотрудников Главной гимнастическо-фехтовальной школы, Главной военной школы физического образова­ния трудящихся (К. Грантынь, В. В. Гориневский, А. А. Захаров, П. А. Рудик), Ленинградского (1919) и Московского (1920) инсти­тутов физической культуры (М. Ф. Иваницкий, Н. М. Саркизов-Серазини, Г. К. Бирзин, М. Н. Гостев, А. А. Красусская, А. Н. Крес­товников и др.).

Многогранные стороны развития спорта в системе физиче­ской подготовки войск и такому вопросу как физическое воспитание воинов в период с 1917 по1939 г. нашли отраже­ние в наставлениях и руководствах 1924, 1930, 1938, 1939 гг. В этих документах физическая подготовка определялась как: 1) основной отдел обучения и воспитания бойца (ФП РККА-30); 2) основное средство боевой подготовки (КФП-38 ВВС); 3) важнейший вид боевой подготовки (НФП-39). Особо подчеркивалось, что укреп­ление боевой мощи РККА тесно связано с повышением уровня ее физической подготовленности, а физическая подготовка войск является неотъемлемой частью общей системы их боевого обуче­ния и воспитания.

В этот период активно разрабатывались вопросы специаль­ной направленности физической подготовки летного состава и военных моряков с применением спорта (тренировочных заня­тий и соревнований по различным спортивным дисциплинам). Расширялись и задачи физической подготовки войск. Например, во «Временном курсе физической подготовки ВВС РККА» (1938) ставилась задача не только обеспечить высокий уровень общей физической подготовки летчиков, но и «воспитать у них волю, смелость и отвагу, дать высокую закалку нервной системы» путем включения в содержание занятий определенных видов спорта. В «Наставлении по физической подготовке РК ВМФ» (1939) ука­зывалось на необходимость воспитания «в личном составе инициа­тивности, смелости, настойчивости в действиях, быстрой ориен­тировки, стальной выдержки и непоколебимой воли к победе».

Развитие вопросов педагогической теории и практики спорта в период с 1917 по1939 г. наглядно просматривается в тези­сах-извлечениях из наставлений (руководств) по физической подготовке войск (табл. 7).

Таблица 7

Тезисы о развитии вопросов педагогической теории и практики спорта в наставлениях (руководствах) по физической подготовке 1917—1939 гг.

Документы

Содержание

Руководство «Физическая подготовка Рабоче- Крес­тьянской Красной Армии и допризывной молодежи», 1924 (ФП РККА-24)

Спортивная работа в армии должна вестись упрощен­ными, массово-доступными методами, охватывая 100% личного состава; преимущественное проведение со­стязаний характера воинского многоборья (комбина­ции средств физической подготовки с тактическим маневрированием, решением задач в поле и стрельбой); разработка программ состязаний, спортивно-гимнас­тических выступлений и их организация возлагались на наблюдающего командира

«Руководство по физической подготовке РККА», 1930 (ФП РККА-30)

Спортивная внешкольная работа (массовая и кружко­вая) и войсковые соревнования (прикладные и спортив­ные) — две из семи узаконенных форм работы по фи­зической подготовке РККА; соревновательный метод в деле физической подготовки бойца и командира имеет огромное значение: раскрепощает и способствует есте­ственному стремлению человека к совершенствованию

«Наставление по физической подготовке сухопутных войск РККА», 1938 (НФП-38)

Массовая физкультурная и спортивная работа во внеучебное время, спортивные соревнования — две из пяти узаконенных форм физической подготовки; спор­тивные соревнования — способ для внесения в заня­тия элементов жизнерадостности и борьбы за лучшие достижения; командный и начальствующий состав обязан совершенствоваться в одном из видов спорта

«Временный курс физиче­ской подготов­ки ВВС РКК»,1938 г. (КФП-38 ВВС)

Спортивная работа — одна из трех (зарядка, урок) уза­коненных форм физической подготовки летчиков; включение в содержание «КФП-38 ВВС» следующих видов спорта и физических упражнений, наиболее обеспечивающих разрешение общих и специальных задач ФП летно-подъемного состава: гимнастика и акробатика, легкая атлетика (бег, прыжки, метания), лыжный спорт (гонки, прыжки с трамплина, слалом), плавание (ныряние, прыжки в воду), конькобежный спорт (коньки скоростные, фигурное катание), велоси­педный спорт, спортивные игры (баскетбол, хоккей, теннис), рукопашный бой, борьба (классическая, дзю­до), бокс, фехтование (рапира, сабля)

«Наставление по физической подготовке РК ВМФ», 1939 (НФП-39)

Массовая физкультурная и спортивная работа, спор­тивные соревнования — две из шести узаконенных форм физической подготовки моряков; спортивные соревнования — лучшее средство воспитания мораль­но-волевых качеств; виды спортивных соревнований: матчи, отдельные спортивные встречи и первенства, комплексные соревнования; спортивные соревнова­ния РК ВМФ проводить систематически и плановым порядком

В этот период в практике воспитательной работы прочно ут­вердились следующие положения: 1) спорт — это условие улуч­шения боевой подготовки РККА; 2) спортивная (физическая) тренировка есть сложный педагогический и гигиенический про­цесс; 3) методы спортивной (физической) тренировки должны быть включены в общую систему обучения и воспитания войск; 4) соревнование (состязание) — метод поощрения в стремлении поставить физическую подготовку Красной Армии на большую высоту, метод спайки войсковых частей, метод развития интере­са и индивидуальных потребностей в физических упражнениях.

В постановлении ЦК РКП(б) от 13 июля1925 г. «Задачи пар­тии в области физической культуры» прямо указывалось, что спорт необходимо рассматривать не только как средство оздо­ровления, как сторону культурно-хозяйственной и военной под­готовки, но и как один из методов воспитания масс и вовлечения их в общественно-политическую жизнь страны. Соревнования, организуемые в соответствии с научными требованиями, долж­ны были стать одним из способов вовлечения масс в физкультуру и вместе с тем средством их сплочения вокруг партийных, со­ветских, профессиональных организаций.

В то же время для этого периода были характерны заблужде­ния и ошибки. Так, 26 октября — 3 ноября 1926 г. XV конферен­ция ВКП(б) осудила увлечение такими сторонами физической культуры, как «гигиена», «зарядка», «корригирующие движения» и недооценку соревновательного метода в воспитательной рабо­те. Конференция отметила, что уродливые формы и извращения в физической культуре тормозят ее развитие. В приказе Реввоен­совета СССР № 520 от 4 апреля1924 г. указывалось, что гимнас­тика и спорт во многих воинских частях оторваны от общей сис­темы воспитания и образования военнослужащих; спортивные занятия, имеющие своей целью физически развивать, воспитывать боевые качества красноармейцев, в некоторых из обследован­ных частей не ведутся вовсе или производятся в совершенно не подходящих условиях. На I Всесоюзной конференции профсою­зов (10—15 ноября1930 г.) были осуждены аполитичность и де­лячество, имеющие место в работе спортивных кружков. Малоорганизованность, рекордсменский уклон, ведомственный раз­нобой, параллелизм спортивного движения были отмечены как недостатки в постановлении Президиума ЦИК СССР от 1 апре­ля1930 г.

Основой для мощного развития вопросов теории и практики спорта стал разработанный в 1931 г. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Он позволил вести планомерную научно-практическую работу по разработке клас­сификации спортивных норм и требований. Уже в 1937 г. итогом развития комплекса ГТО стало введение Единой всесоюзной спортивной классификации, которая дала возможность опреде­лять уровень спортивной подготовки населения от массовых до высших разрядов во всех культивируемых видах спорта. В целом к1941 г. состояние педагогической теории и практики спорта в стране было в готовности обеспечить выполнение задач обороны, зашиты и активного включения спортивных организаций страны в военно-физическую подготовку резервов армии и флота.

С началом Великой Отечественной войны получили развитие вопросы методики ускоренной физической подготовки и орга­низации спортивных массовых состязаний по преодолению пре­пятствий, метанию гранат, стрелковому спорту: только в легко­атлетических кроссах в 1942 г. приняло участие более 5 млн че­ловек; 2,5 млн человек прошли в1943 г. курс военно-лыжной подготовки. В1941 г. при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта было обучено приемам рукопашного боя, пре­одолению препятствий и метанию гранат более 140 тыс. человек. Недостаток специалистов в области физической подготовки войск восполнялся привлечением тех, кто имел спортивную ква­лификацию.

В годы войны были разработаны и введены в действие сле­дующие новые документы: «Руководство по физической подго­товке в запасных частях Красной Армии» (1941), «Наставление по лыжной подготовке Красной Армии» (1942), «Руководство по обучению плаванию и переправам вплавь Красной Армии» (1942), «Руководство по гимнастике для запасных и учебных стрелковых дивизий Красной Армии» (1944), «Наставление для действий войск зимой» (1941), «Руководство по действию войск в горах» (1943). На основе перечисленных наставлений (руко­водств) с учетом местных условий, времени года и задач на фронтах (в военных округах) разрабатывались методические по­собия по рукопашному бою, переправам вплавь, лыжной и мар­шевой подготовке, преодолению болот и т. п.

Директива Главного управления формирования и укомплек­тования войск Красной Армии № 5/72 от 13 марта1944 г. подве­ла итог практике спорта в военное время и определила условия к дальнейшему развертыванию и улучшению спортивно-массовой работы в Красной Армии. В ней говорилось: «Во время войны массовая спортивная работа не прекращалась и давала свои по­ложительные результаты не только в тыловых округах и фронтах (МВО, ДВФ, УрВО, АРХВО, Забфронт), но и в действующих фронтах... С1943 г. спортивная работа в большинстве военных округов развернулась в подлинно массовую, особенно в МВО, УрВО, ДВФ, Ленфронте и ЮжУрВО, но некоторые командиры частей и ВУЗы, до сих пор ссылаясь на трудности, пытаются оправдать свою бездеятельность в области физической подго­товки».

Толчком к дальнейшему развитию педагогической теории спорта стал вывод, полученный на основе боевой практики: «Од­ним из наиболее действенных стимулов к активному самосовер­шенствованию бойца является спорт».

В послевоенные годы был принят ряд основополагающих до­кументов по усилению спортивной работы в Армии. Это:

  • «Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морских Сил» (НФП).
  • «Наставление по физическому воспитанию в суворовских и нахимовских военных училищах» (1955).
  • «Положение о физической подготовке и спорте в высших военно-учебных заведениях» (1955).
  • «Руководство по спортивной работе в Советской Армии и Во­енно-Морском Флоте» (1955).
  • «Руководство  по  медицинскому  обеспечению  физической подготовки и спорта в Советской Армии и на Военно-Мор­ском Флоте» (1957).

Введение первого в истории Вооруженных Сил «Руководства по спортивной работе» было закономерным отражением потреб­ностей практики обучения и воспитания войск. Армейский спорт перешел в новую фазу своего развития: 1) войска получи­ли единые рекомендации по содержанию и организации спор­тивной тренировки в спортивных командах по олимпийским и военно-прикладным видам спорта применительно к различным родам войск; 2) войска получили перечень и порядок проведения соревнований в подразделениях, частях, соединениях; 3) войска получили научно обоснованные указания по применению спор­та для повышения боеспособности и воспитания у личного со­става высокой идейности. Патриотическая направленность, мас­совость, высокие спортивные достижения, органическая связь с учебно-боевой жизнью войск — вот те черты, которые характер­ны для армейского спорта этого периода.

В последующие годы спортивная работа в армии и на флоте проводилась на основе положений НФП-1959, 1966, 1978 гг. По­следнее «Руководство по спортивной работе в Вооруженных Си­лах» было введено в1962 г.

Постановление ЦК КПСС и Советского правительства от 11 августа1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию физиче­ской культуры и спорта» активизировало спортивную работу в Советской Армии и на Военно-Морском Флоте на основе военно-спортивного комплекса и военно-спортивной классификации. Совершенствовалась система подготовки спортсменов высокого класса в ЦСКА и армейско-спортивных клубах. В соответствии с календарями и положениями, которые ежегодно утверждались министром обороны СССР, проводились многочисленные сорев­нования.

С1966 г. состоялись всеармейские заочные соревнования по кроссу на 3 км (лыжным гонкам на10 км), а с1977 г. «офицер­ские старты» проходили в течение двух дней и одновременно во всех частях Вооруженных Сил СССР. Стимулами к повышению активности на местах служили итоговые проверки Спортивного комитета  МО  СССР  в  рамках смотров спортивной работы.

В1968 гпошло в действие «Положение о туризме в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», которое служит положитель­ным примером комплексного подхода в деле применения спорта в целях рекреации и всестороннего воспитания воинов.

Процесс научно-технической революции XX века внес корен­ные изменения в вооружение и техническое оснащение войск, дифференцируя и интегрируя области научных знаний. Новое вооружение привело к необходимости иных представлений о ха­рактере, способах, формах вооруженной подготовки и борьбы, обострив некоторые существовавшие ранее противоречия и по­родив новые противоположности. Сравнительный анализ систем физической подготовки войск в 1938 и 1978 гг. позволяет сделать заключение об отсутствии кардинальных различий между ними, хотя сегодняшний день объективно требует таких изменений (табл. 8).

Таблица 8

Сравнительная характеристика систем физической подготовки войск в 1938 и 1978 гг.

1938 г.

1978 г.

Цель

Отработка боевых приемов и систематическая тренировка бойцов, командиров подраз­делений и частей для наибо­лее успешных действий войск во всех видах боевой деятельности

Обеспечение физической го­товности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стой­кому перенесению физических нагрузок, нервно-психиче­ских напряжений боевой де­ятельности

Задачи

Тренировать войска в движе­нии шагом, бегом и другими способами по любой местнос­ти и в различных условиях (времени года, суток, погоды и нагрузки)

Тренировать войска в пре­одолении естественных и ис­кусственных препятствий без груза и с ним

Тренировать войска в сме­лых и решительных действиях в рукопашном бою

Овладевать навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах

Совершенствовать физиче­ские качества — выносли­вость, силу, быстроту и лов­кость

Воспитывать уверенность, целеустремленность, сме­лость и решительность, ини­циативу и находчивость, на­стойчивость и упорство, вы­держку и самообладание

Задачи

Тренировать войска в пере­движении на лыжах и в дейст­виях на них в бою

Тренировать войска в пре­одолении водных преград, пе­реправах вплавь с подручны­ми средствами и без них

Укреплять здоровье бойцов и командиров и повышать их физическое развитие

Укреплять состояние здоровья военнослужащих, повышать устойчивость их организма к воздействию факторов бое­вой деятельности

Воспитывать дисциплиниро­ванность, коллективизм, това­рищескую взаимопомощь, формировать строевую вы­правку и подтянутость

Средства

Ходьба, бег, переползания, преодоление препятствий, рукопашный бой, лыжная подготовка, плавание, гим­настика, игры

Основным средством являют­ся физические упражнения, применение которых должно сочетаться с соблюдением ги­гиенических требований и ис­пользованием оздоровитель­ных сил природы (воздуха, солнца, воды)

Содержание

Состоит из отработки задач и выполнения 64 зачетных уп­ражнений: комплексов по лыжной подготовке (6), пла­ванию (10), гимнастике (19), спортивным играм (15 уроков баскетбола), обязательных комплексов утренних физиче­ских упражнений (14), а так­же из освоения командирами теоретических знаний, методических навыков и уме­ний в объеме НФП

60 физических упражнений по разделам (гимнастика, преодоление препятствий, ру копашный бой, плавание, лыжная подготовка, ускорен­ное передвижение и легкая атлетика, гребля) и некото­рые виды спортивных игр, а также теоретические знания, методические умения и навы­ки в объеме НФП

Формы

Утренние физические упражнения (зарядка)

Уроки физической подготовки

Физическая тренировка на строевых, тактических и спе­циальных занятиях

Массовая физкультурная и спортивная работа

Спортивные соревнования

Учебные занятия

Утренняя физическая зарядка

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой де­ятельности

Спортивная работа

Формы

Дополнительные формы: физкультпаузы, вечерние прогул­ки, короткие физические уп­ражнения для восстановле­ния нормальной деятельнос­ти организма (после длитель­ного нахождения в танке, в автомобиле, на коне и др.)

Методика

Традиционная, жестко регла­ментированная методика проведения учебных занятий в подготовительной, основ­ной и заключительной частях и обучение упражнениям (приемам и действиям) по схеме: ознакомление — разучивание — тренировка

Традиционная, жестко регла­ментированная методика проведения учебного заня­тия в его подготовительной, основной и заключительной частях и обучение упражне­ниям (приемам и действиям) по схеме: ознакомление — разучивание — тренировка

Органи­зация

Организует проведение, оценку, учет, контроль и ру­ководит физической подго­товкой командный состав; са­нитарно-гигиенические и другие мероприятия, обеспе­чивающие получение от заня­тий по физической подготов­ке наибольшей пользы, осу­ществляет командный и ме­дицинский состав

Включает следующие меро­приятия: планирование, подготовку руководителей, материальное обеспечение, контроль и учет, которые осуществляет штатный начальник физической под­готовки и спорта части

Вывод. Вышеизложенные сравнительные данные могут слу­жить аргументом, подтверждающим существование явлений стагнации в армейской и гражданской системе физического вос­питания, так как вооруженные силы любой страны являются средоточием всего передового. На данном этапе развития педа­гогики спорта противоположностью выступает несоответствие между государственной системой физического воспитания насе­ления России, в которой отсутствует акцент на использовании спорта в государственных целях, и требованиями, которые вы­двигает современная общественная практика к физической при­роде человека.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000
.