В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.

Здоровье человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры неадекватного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах.

Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, "не купишь в аптеке". И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности.

Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере работает на здоровье человека. В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.

Программа валеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержать следующие приоритетные направления: воспитание физической культуры человека; воспитание потребности и навыков здорового стиля жизни; практическое освоение оздоровительных систем.

Литература

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988.
  2. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. — М.: Школа, 1994.
  3. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1979.
  4. Лубышева Л.И. Концепции физкультурного образования: Теория и методика // Теория и практика физической культуры, 1994, № 3.
  5. Лубышева Л. И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер, междунар. конф. "Современные исследования в области спортивной науки". СПб НИИФК, 1994.
  6. Ильин Е.М. Психофизиология физического воспитания и спорта. – М.: Просвещение, 1983.
  7. Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.

www.fizkulturaisport.ru