Спортивный отбор следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного отбора – стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения (М. С. Бриль, 1980).
Спортивный отбор предлагает систему организационно-методических мероприятий, включающих педагогические, психологические, методико-биологические и социологические методы исследования, на основании которых выявляются способности детей, подростков и юношей к специализации в определенном виде спортивных игр. Таким образом, отбор в спортивных играх следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека способностям данной игре (Ефименко Г. Л., Вакслер М. А., Клювак В. Е., 1998).
Уже не одно десятилетие проблема отбора юных спортсменов привлекает пристальное внимание ученых и практиков. В мировой литературе она освещена достаточно широко. Накоплены значительные экспериментальные данные, характеризующие существенные аспекты отбора в отдельных видах спорта. Идут исследования актуальных вопросов отбора и спортивной ориентации. Поиск юных талантов является главной задачей всех специалистов, работающих в области детского и юношеского спорта: Зельдович Т. А. (1966); Грошенков С. С. (1968, 1972); Бриль М. С. (1980); Филин В. П. (1983); Николич А., Параносич В. (1984); Семенов Л. А., Исаков С. В. (1998); Губа В. П. (2000); Розин Е. Ю. (2001); Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. (2000); Сальников В. А. (2002); Голиус С. Т. (2003) и др.
Проблемы теории и методики спортивного отбора и спортивной ориентации получили свое отражение во многих диссертациях и публикациях:
- в научных статьях (Ю. Железняк, 1966; Е. Розин, 1966; С. Грошенков, 1968; К. Платонов, С. Грошенков, 1968; В. Зациорский, Н. Булгакова и др., 1973; Р. Мотылянская, 1979; В. Бальсевич, 1980; А. Гужаловский, 1986; Т. Тимакова, 1994; В. Староста, 2003 и др.),
- в монографиях (Н. Булгакова, 1978; М. Бриль, 1980; В. Волков, В. Филин, 1983; В. Шварц, С. Хрущев, 1984; Платонов В. Н., Запорожанов В. А., 1990; В. Селуянов, М. Шестаков, 2000 и др.);
- почти во всех теоретико-методических пособиях по спорту, изданных на правах учебников (С. Брянкин, Л. Жданов, Б. Шустин, 1977; Е. Розин, 1979; В. Филин, 1987; В. Платонов, 1987, 1992, 1997; Л. Матвеев, 1997; Ф. Суслов, Ж. Холодов, 1997; В. Смолевский и Ю. Гавердовский, 1999; А. Корх, 2000 и др.).
Но, несмотря на это, на сегодняшний день отсутствуют:
- общепризнанная система отбора;
- единомыслие специалистов в отношении этапности и последовательности задач отбора (Розин Е. Ю., 2001);
- научно обоснованные критерии, на основе которых можно было бы с определенной степенью уверенности предсказать спортивную судьбу того или иного индивидуума (В. Б. Шварц, С. В. Хрущев, 1984; Губа В. П., 1997; Мелихов Т. М., 2000).
Возможным объяснением этого является то, что, как отметил Л. П. Матвеев (1997), «спортивный отбор не получил согласованного истолкования». К сожалению, эта оценка может быть дополнена и отсутствием дефиниций таких часто используемых понятий, как «спортивная ориентация», «спортивная пригодность», «спортивная перспективность» (Розин Е. Ю., 2001).
В аспекте решения проблемы отбора, специалисты рассматривают также такие понятия, как «прогноз», «спортивные способности», «одаренность», «талант», «биологический возраст», «генетический потенциал» и др.
Спортивная пригодность – это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и личности на спортивную деятельность (Н. Попов; цит. по: М. С. Бриль, 1980).
Отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6– 10 и более лет вперед (М. С. Бриль, 1980).
Прогноз – это вероятное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта (в нашем случае спортсмена) в какой-то момент времени (как правило, на соревнованиях) или относительно возможных путей достижения такого состояния, определенного в качестве цели (Баландин В. И. и соавт., 1986). По мнению С. С. Грошенкова (1969), отличительной особенностью определения потенциала спортивной деятельности является долгосрочный прогноз. Предметом прогноза, как указывают К. К. Платонов и С. С. Грошенков (1968), являются задатки качеств личности, определяющие способности к успешному овладению деятельностью в спорте.
В основе способностей лежат врожденные анатомо-физиологические особенности. В понятие способности включаются также психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности (П. А. Рудик, 1970). Способности могут существовать только в развитии и проявляются лишь в процессе конкретной деятельности (М. С. Бриль, 1980).
Понятие спортивных способности Курамшин Ю. Ф. и Поповский В. М. (1985) определяют как совокупность качеств человека, отвечающих требованиям данного вида спорта, обеспечивающих достижения в нем определенных успехов. Реализация спортивных способностей зависит от многих факторов. Здесь имеет значение и физическая подготовка, и психика спортсмена, и личность тренера, его знания, опыт, влияние окружающей среды, наконец, время, когда эти способности были выявлены, и многое другое (В. К. Бальсевич, 1969).
Таким образом, понятие спортивных способностей в большей мере отражают потенциальную возможность достижения высокого результата, нежели непременную успешность спортивной деятельности.
Одаренностью называют то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности (М. С. Бриль, 1980). От одаренности зависит не успех, а только возможность его достижения. Кроме сочетания способностей для этого необходимо еще обладание умениями и навыками.
Одаренность человека характеризуется своеобразным сочетанием различных способностей. При этом одаренность проявляется только к определенному виду деятельности (Теплов Б. М., 1961).
Спортивная одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности (Сальников В. А., 2002).
Понятие талант толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова (2002) определяет как выдающиеся природные способности, дарование, одаренность. Курамшин Ю. Ф. и Поповский В. М. (1987) талантом называют высшую степень развития способностей. «Талант индивидуален, – подчеркивает Сальников В. А. (2002). – И связано это с тем, что в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и которую невозможно изменить и оценить в полном объеме».
Спортивный талант чаще определяется различными факторами, среди которых выделяются наследственность, биологический возраст молодого поколения, особенности телосложения, биомеханические параметры, темпы развития работоспособности (Зациорский В. М., Сергиенко Л. П., 1975).
В. Д. Шадриков и Н. М. Дружинин (1991) отмечают: «Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека».
Вопросы открытия талантливых спортсменов, создания наилучших условий для проявления их одаренности, всегда волновали научную мысль. Врачи, психологи, антропологи, физиологи, спортивные педагоги и другие ученые стремятся раскрыть тайны прогнозирования спортивных достижений.
Усилия многих исследователей (Железняк Ю. Д., 1962, 1978, Родионов А. В., 1971; Курамшин Ю. Ф., 1974; Булгакова Н. Ж. с соавт. 1980, 1984; Поповский В. М., 1980; Булгакова Н. Ж., 1986; Димитров А. Б., 1987; Гойхман М. Б., 2000 и мн. др.) направлены на определение потенциальных возможностей личности, занятой какой-либо спортивной деятельностью, то есть на выявление индивидов со спортивными способностями, людей одаренных, талантливых.
Однако проблема идентификации спортивной одаренности справедливо относится к категории наиболее сложных в теории спорта (Раух А., 1971; Бриль М. С., 1980; Филин В. П., 1983), что объясняется рядом причин. Одна из них состоит в заведомой ограниченности того контингента, который обладает ярко выраженным превосходством в проявлении моторики. Высокая степень одаренности понимается как отклонение от нормы, величина которого в два–три раза превышает медиану. Если же исходить из необходимости одновременного проявления сразу нескольких спортивно-значимых качеств, то вероятность обнаружения такого удачного сочетания составит величину ? 0,0001.
Спортивная ориентация связана прежде всего с комплексом мероприятий, направленных на подбор для человека тех видов спорта, которые в наибольшей мере соответствуют его желаниям, предрасположенности и способностям (М. С. Бриль, 1980). Выявление этих факторов – специфическая цель ориентации.
Актуальность решения проблемы правильного выбора спортивной специализации ни у кого сомнений не вызывает. Рано и правильно выбранная специализация (в соответствии с необходимым для данного вида спорта генетическим потенциалом) помогает спортсмену быстро прогрессировать, достигать больших высот и долголетия в спорте. Выдающийся русский ученый К. А. Тимирязев подчеркивал, что влияние внешних условий тем глубже, чем раньше они начинают действовать. А это значит, что чем моложе ребенок, на которого мы направляем наши воспитательные воздействия, тем успешнее и глубже будут результаты этих воздействий. Но при этом необходимо учитывать возрастные особенности и возможности детей, иначе вместо пользы можно принести вред.
Относительно начала занятий в том или ином виде спорта существуют самые противоречивые мнения. Заслуживает внимание утверждение, что нужна не ранняя специализация в конкретном виде спорта, а просто ранняя тренировка для создания базы моторики юного спортсмена. Имеются также данные о том, что воздействие тренировок в раннем возрасте более эффективно для одаренных детей; напротив, для детей с невысоким уровнем развития двигательных способностей максимальный эффект тренировок проявляется в более позднем возрасте (Сергиенко Л. П., 1973).
Правильное осуществление ранней специализации, как отмечает В. Староста (2003), следует рассматривать как вступительный этап тренировок, начинающихся в соответствующем, то есть оптимальном для ребенка, возрасте. Этот этап не может быть похожим на тренировки взрослых, так как имеет другие цели и задачи. Самая важная из них – построение мощного фундамента для будущей спортивной специализации. К наиболее прочным причисляется всестороннее двигательное развитие, учитывающее прежде всего развитие всех основных координационных способностей (КС). Это подразумевает умелое использование сенситивных периодов в двигательном развитии ребенка, то есть его особенной реакции на раздражители (упражнения). В этом возрасте, то есть между 7 и 11 годами жизни, можно добиться самых больших сдвигов в области различных КС. Накопленный в этот период двигательный потенциал будет способствовать более быстрому овладению технически сложными специализированными упражнениями. Поэтому умелое использование этого периода может стать основой будущих спортивных успехов.
Немаловажную, а подчас и решающую роль для эффективного отбора начинающих атлетов играет уровень сформированности интереса детей к занятиям тем или иным видом спорта. Существует немало примеров, когда ребенок, обладающий всеми необходимыми природными данными для спортивной игры, но не имеющий достаточной мотивации, уклоняется от спортивной деятельности, выбирая порой такую, которая в гораздо меньшей степени соответствует его возможностям. Поэтому одной из главных задач ориентации и является агитационно-пропагандистская и сугубо педагогическая работа, направленная на воспитание интереса у ребенка.
Многие специалисты (Филин В. П., Вознян С. В., Бутенко В. И., Коробков А. С., Зациорский В. М. и др.) показывают, что успехи в спорте зависят от уровня развития комплекса психофизиологических и моторных качеств, проявление которых в спортивной деятельности тесно связано с анатомическими и физиологическими особенностями человека.
При этом значимость отдельных компонентов этого комплекса неравноценна для разных видов спорта. Каждый вид спорта имеет свою специфику, обуславливающую преимущественную значимость отдельных качеств занимающихся. Комплектуя группы новичков, тренер всегда, пусть интуитивно, ориентируется на известный ему идеал. Однако этот идеал будет выглядеть неопределенно, если он не наполнен четкими качественными и количественными характеристиками.
Таким образом, необходима разработка модельных характеристик сильнейших спортсменов, как своего рода эталона, с учетом которого должка строиться вся многоступенчатая система отбора и спортивной ориентации.
Как утверждает М. С. Бриль (1980), полученные информационные модели дают возможность оценить значимость специальных качеств и свойств личности спортсменов в различных видах игр, амплуа и игровой деятельности в целом. Это позволяет проводить игровую, видовую и ролевую ориентацию более целеустремленно и надежно.
Но нельзя и переоценивать эти модели, как бы ни была высока квалификация экспертов и корректны методы математической обработки, все же обобщаются субъективные мнения.
Важным критерием для оценки пригодности какого-либо вида спорта для конкретного ребенка являются результаты антропометрического обследования, прогнозирование индивидуального развития дефинитивных значений роста по ювенильным величинам в возрасте 7-11 лет. Интересно отметить, что в пубертатном периоде (у девочек 11-14 лет, у мальчиков 13-15 лет) предсказание дефинитивных значений роста будет менее уверенным (Зациорский В. М. с соавт., 1973).
По мнению С. Б. Тихвинского (1980), особое внимание следует уделять биологическому возрасту ребенка, так как разница в быстроте созревания может давать преимущество акселерантам и ограничивать дорогу в большой спорт детям с несколько замедленным развитием (ретардантам), потенциально обладающим ничуть не меньшими способностями, а зачастую и большими. От степени биологической зрелости зависят темпы нарастания и абсолютные значения тотальных размеров тела (линейные размеры, поверхность, объем), а с ними к важнейшие морфологические и функциональные показатели деятельности организма: связь минутного и ударного объема сердца – с поверхностью тела; объем сердца – с ростом и весом и т. д. Взаимосвязь ряда показателей физической подготовленности с биологическим возрастом доказана работами ряда ученых (Арестов Ю. М., 1968; Ушенко З. Д., 1975, 1980; Вла-стовский В, Г., 1976; Шапошникова В. И., 1984; Шварц В. Ш., Хрущев С. В., 1984; Тимакова Т. С., 1985; и др ).
В многочисленных исследованиях установлено, что дети одного и того же паспортного возраста значительно различаются по биологической зрелости, а это оказывает большое влияние на уровень психологического и физического развития, двигательной и функциональной подготовленности (Грошенков С. С., Лясотович С. И., 1973; Бахрах И. И., Дорохов Р. Н., 1980; Ченегин В. М., 1983; и др.).
Результаты исследований показали, что более позднее и более продолжительное половое созревание у медиантов и ретардантов обеспечивает рост тела в длину и период интенсивного физического развития на 3-4 года длиннее, чем у акселерантов (Андерсоне Л, Я., Алтберг О. Я., Рудзитис А. И., 1984).
В настоящее время считают, что очень часто рост и развитие у акселерантов заканчивается раньше, а у ретардантов продолжаются значительно дольше. В результате конечная длина тела во взрослом состоянии у ретардантов может оказаться больше, чем у акселерантов. Более медленное созревание мозга также приводит к лучшему его развитию и более высоким умственным способностям. Показано, что у спортсменов сердце растет медленнее и достигает большего объема и большей мощности сердечной мышцы, чем у нетренированных сверстников (Солодков А. С, Сологуб Е. Б., 2001).
Лишь спортсмены, имеющие большую длительность стадии быстрого роста при ее раннем начале достигают в спорте высоких результатов, так как чем дольше этот период, тем лучше рост спортивных возможностей (Зейг Ф., 1988).
К сожалению, сложившаяся практика отбора в ДЮСШ по результатам выполнения контрольных упражнений детьми одного и того же хронологического (паспортного) возраста существенно искажает объективную картину. В возрасте 7-8 лет отставание в биологическом развитии на 1-2 года отчетливо просматривается. У акселерантов заметен более высокий уровень интеллектуального развития, ассоциативных способностей и большая склонность к обобщениию. В благориятных условиях все это может иметь положительное влияние на процесс формирования спортсмена. В то же время акселеранты не имеющие прочного фундамента разносторонней физической подготовленности, могут быть подвержены срывам, так как они нередко являются жертвами форсирования тренировки.
Как и всякий прогноз, прогноз перспективности юных спортсменов не может быть абсолютно достоверным, так как на формирование их молодых, растущих организмов оказывает влияние множество заранее не предвиденных факторов. Достаточно высокая достоверность прогноза может быть сделана лишь в отношении отдельных морфологических характеристик и функций организма, имеющих тесную связь с генотипом человека.
Бальсевич В. К. (1969, 1980, 2000), Мотылянская Р. Е. (1971, 1979), Трошепков С. С. (1972), Гужаловский А. Л. (1976, 1979,1986), Железняк Ю. Д. (1978), Бриль М. С. (1980), Зациорский В. М. (1982), Зациорский В. М., Булгакова Н. Ж. (1982), Сирис П. З. и соавт. (1983), Булгакова Н. Ж. (1986) и многие другие считают, что прогнозирование спортивных способностей должно осуществляться путем изучения либо стабильности индивидуальных уровней развития, либо темпов прироста.
Уровень высоких достижений талантливого спортсмена определяется генетическим и фенотипическим факторами (Филин В. II., Фомин М. Л., 1980). Генетически закодированные качества могут оптимально развиваться в процессе онтогенеза, в так называемые, сенситивные (чувствительные) периоды организма, если используются адекватные раздражители.
Прирост показателей физических качеств тем больше выражен, чем ниже у человека их исходный уровень, но по мере приближения к предельным для данного человека возможностям (его генетически определенной норме реакции) степень прироста уменьшается. Величина изменчивости отдельных функциональных показателей и физических качеств зависит от врожденной нормы реакции, т. е. способности генов, контролирующих эти признаки, реагировать на изменение условий индивидуального развития и факторов внешней среды (Сологуб Б. Б., 1989).
Знание генетического потенциала позволяет дифференцировать прогностически сильные и слабые стороны физических возможностей юных спортсменов и, соответственно, активно совершенствовать сильные компоненты подготовленности, а также направленно, с помощью специальных методов, развивать малообеспеченные генетические потенциалы.
Актуальность прогноза различных способностей и особенностей человека, т. е. его генетического потенциала стремительно возрастает. Тренерам хорошо известно, что далеко не каждое качество можно развить в ученике. Если свойства, относящиеся к социальной сфере, например трудолюбие, сознательность не только поддаются воспитанию, но и являются важным объектом педагогического воздействия, то психофизиологическая сфера человека весьма консервативна. Это связано с тем, что развитие человека проходит под воздействием социальной и генетической программ.
Социальная программа включает в себя сумму знаний, накопленных человечеством за всю его историю и передаваемых в процессе обучения (Н. П. Дубинин и Б. А. Никитюк). Генетические факторы определяют потенциальные возможности развития.
Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограничено генотипом, а с другой стимулируются условиями воспитания и подготовки.
Наследственные влияния на различные физические качества не однотипны. Они проявляются в различной степени генетической зависимости и обнаруживаются на различных этапах онтогенеза. В наибольшей степени генетическому контролю подвержены быстрые движения, требующие в первую очередь особых скоростных свойств нервной системы – высокой лабильности (скорости протекания возбуждения) и подвижности нервных процессов (смены возбуждения на торможение и наоборот), а также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах. Для различных элементарных проявлений качества быстроты – времени простых и сложных двигательных реакций, максимального темпа движений, скорости одиночных двигательных актов (ударов, прыжков, метаний) – получены высокие показатели наследуемости (Москатова А. К., 1983 и др.).
Наиболее тренируемыми физическими качествами являются ловкость и общая выносливость, а наименее тренируемыми – быстрота и гибкость. Среднее положение занимает качество силы. Это подтверждается данными Н. Б. Зимкина (1970) и др. о степени прироста различных физических качеств в процессе многолетней спортивной тренировки.
Среди морфологических признаков наиболее значительны влияния наследственности на продольные размеры тела, меньше – на объемные размеры, еще меньше – на состав тела. Величина коэффициента наследуемости наиболее высока для костной ткани, меньше для мышечной и еще меньше для жировой ткани.
Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая обусловленность многих физиологических параметров, среди которых большая часть метаболических характеристик организма, аэробные и анаэробные возможности, процент быстрых и медленных волокон в мышцах, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, систолический и минутный объем крови в покое, частота сердцебиений при физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе и некоторые другие.
Имеется особая закономерность семейного сходства в выборе спортивной специализации: наибольшее сходство выявлено в выборе занятий борьбой (85,71%), тяжелой атлетикой (61,11%) и фехтованием (55,0%); наименьшее сходство в предпочтении баскетбола и бокса (29,4%), акробатики (28,57%) и волейбола (22,22%) (Сологуб Е. Б., 1998; Солодков А. С, Сологуб Е, Б„ 1999).
Современный уровень знаний позволяет прийти к заключению, что, несмотря на исключительно высокую значимость генотипа в процессах развития человека, жесткой зависимости между ними не существует. Многое корректируется средовыми влияниями и зависит от обучения и воспитания. Это определяемая различиями между задатками и способностями. Если задатки консервативны и в высшей степени детерминированы наследственностью, то способности динамичны и формируются только в процессе деятельности.
В ряде исследований (Бальсевич В. Н., 1969, 1980, 2000; Поповский В. М., 1979) выявлено положительное влияние на овладение физическим мастерством в спорте наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта. Авторы этих работ рекомендуют широко использовать занятия видами спорта, средства и методы которых носят характер, сходный с проявлением мышечных усилий в избранной спортивной специализации.
Анализ состояния проблемы начального отбора и спортивной ориентации приводит к заключению, что в настоящее время накоплен значительный научный материал, позволяющий судить о различных сторонах спортивных способностей, о факторах их определяющих, о формах организации и методике отбора, о складывающихся методологических подходах в изучении вопросов отбора и ориентации. Но, к сожалению, все это пока не обеспечивает высокого качества всех поставленных перед спортивной селекцией задач.
При решении проблем спортивного отбора и спортивной ориентации, особенно на этапе начального отбора, несмотря на солидный опыт педагогов и тренеров, очень часто (до 40–50 % случаев) составляются неправильные прогнозы успешности отдельных спортсменов. Современные методы спортивной генетики позволяют избежать многих неуспешных решений в этом плане с помощью так называемых генетических маркеров, четко отражающих наследственные задатки отдельных индивидуумов (Сологуб Е. Б., Таймазов В. А., 2000), Маркером называют легко определяемый, устойчивый признак организма, жестко связанный с его генотипом, по которому можно судить о вероятности проявления другой, трудно определяемой характеристики организма. Генетические маркеры позволяют распознавать наследственные задатки человека, его врожденные возможности, Выявленные у детей, они сохраняются до конца жизни человека.
Совершенно очевидно, что запросы практики всегда остаются приоритетными. А точное и своевременное прогнозирование спортивной одаренности является решающим условием прогресса отечественного спорта. Поэтому создание научно обоснованной и высокоэффективной системы начального отбора становится задачей первостепенной важности.