О волевых качествах смелости, решительности можно судить, наблюдая за выполнением испытуемыми гимнастических упражнений, особенно прыжков, а также путем создания ситуации свободного выбора, где более близкий путь опаснее (например, переход через канаву по узкой опоре или прыжком), а менее опасный — длиннее (возможность обежать препятствие).

Один из приемов оценки смелости (и эмоциональной устойчивости) является поочередное выполнение физических упражнений на бумах разной высоты. Вначале обследуемый проходит вперед и назад (спиной вперед) по буму, лежащему на земле, выполняя упражнение на координацию движений (одно движение на каждый шаг), а затем повторяет то же самое упражнение на буме высотой 1,5 м (при надлежащей страховке). Пример упражнения:

И. п. — руки на поясе:

1) левая рука к левому плечу;

2) правая рука к правому плечу;

3) левая рука вверх;

4) правая рука вверх;

5) левая рука к левому плечу;

6) правая рука к правому плечу;

7) левая рука на пояс;

8) правая рука на пояс и т. д.

По обычной схеме судейства гимнастического упражнения обследуемому выставляется оценка сначала при движении по низкому буму, а затем по высокому. Особое внимание обращается на движение спиной вперед. Если обследуемый сохраняет точность, координированность движений, выполняет упражнение на высоком буме, как и на низком, действует смело, уверенно, ему выставляется 5 баллов.

При проявлении некоторой неуверенности, 1—2 ошибках в выполнении упражнения — 4 балла.

При проявлении робости, 2—4 ошибках — 3 балла.

При проявлении робости, ведущей к искажению формы упражнения (5 ошибках и более), — 2 балла.

Полное невыполнение упражнения, падение, отказ от движения спиной вперед — 1 балл.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. и др. Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. – 191 с. § 4. ОЦЕНКА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, ПСИХИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ, САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА. С. 82.