Особая сложность поиска одаренных детей для специализированных занятий спортивными играми обуславливается спецификой игровой деятельности, требующей многостороннего проявления целого комплекса специальных качеств, от которых зависит возможность успеха в избранном виде спорта. Она выражается в особенностях морфофункциональных, психофизиологических, технико-тактических и личностных характеристик.

Нельзя не согласиться с подавляющим большинством авторов (Зельдович Т. А., 1968, 1970; Грошенков С. С, 1972, 1973; Мартиросов Э. Г., 1978; Бальсевич В. К., 1980; Бриль М. С., 1980; Филин В. П., 1983; Николич А., Параносич В., 1984 и др.) представляющих себе отбор как длительный процесс. Они считают, что нельзя моментально оценить спортивную пригодность, какими бы совершенными ни были методы оценки. Если учесть динамический характер пригодности и лабильность многих важнейших для спортивной деятельности характеристик, становится ясной необходимость систематического дополнения и уточнения первоначальных оценок. Если исходить из определения отбора, продолжительность его равна длительности спортивной жизни, так как определение соответствия способностей и особенностей данной спортивной деятельности начинается в период комплектования спортивных школ и продолжается вплоть до комплектования сборных команд. Поэтому имеет смысл говорить о различных этапах отбора.

Первым этапом отбора (Бриль М. С., 1980) можно назвать организацию групп подготовки к ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы призваны решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спорта и подбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ.

Второй этап – отбор в учебно-тренирозочные группы начальной спортивной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможностей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к спортивному совершенствованию.

Третий этап – отбор в группы спортивного совершенствования. Задача этого этапа – целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора на этом этане состоит в оценке перспективности юных спортсменов. Здесь, как и на предыдущем этапе не может быть какой-то кратковременности, тем более однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализацией способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности.

Четвертый этап - комплектование команды мастеров. На этом этапе более жесткое понимание пригодности. Тренер команды мастеров ищет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, нужного амплуа, совместимого с игровым коллективом. Частным случаем комплектования команд мастеров является отбор в сборные команды.

Выделенные выше четыре этапа определяют последовательность и целевую направленность процесса отбора в спортивных играх.

Различают три стороны системы отбора: критерии, методы и организацию.

К критериям относят качественно-количественные характеристики специальных способностей.

Среди применяемых методов распространены экспертиза (экспертные оценки), аппаратурный метод и метод тестов.

Под организацией понимается комплекс мероприятий, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование методов отбора.

Метод экспертизы обычно применяют для выявления медицинских противопоказаний, оценки перспективности при комплектовании команд или игровых звеньев.

Аппаратурный метод стал широко использоваться сравнительно недавно в связи с необходимостью точного количественного анализа, который другим путем осуществить невозможно. Применение аппаратуры, без сомнения, поднимает систему отбора на более высокую ступень. Однако следует учитывать некоторую ограниченность этого метода. С помощью даже совершенной аппаратуры чрезвычайно трудно моделировать специфические условия спортивной деятельности, хотя существуют более или менее удачные попытки.

Тестовый метод, как правило, менее точный. Используемые тесты классифицируются на бланковые, манипуляциоппые, моторные и модельные.

Бланковые тесты обычно связаны с набором заданий, заключающихся в зачеркивании цифр (шкала самооценки Спилбергера, Ханина), подсчете колец с разрывом в различных местах (кольца Ландольта) и т. д.

Манипуляционные тесты предусматривают использование несложных приспособлений («тройка» для исследования оперативного мышления).

Моторные тесты используются с целые измерения двигательных качеств (прыжок вверх по Абалакову) и т. д.

Модельные тесты требуют реакции на комплекс условий, характерных для спортивной деятельности (игра 1?1 в баскетболе).

Игры – наиболее подходящая форма исследования индивидуальных особенностей детей при отборе для занятий баскетболом, так как способствуют проявлению функций в тех сочетаниях, которые, видимо, и составляют структуру одаренности. К тому же игры являются наиболее естественным видом деятельности младших школьников и потому требуют того оптимального уровня мотивации, который положительно отражается на надежности тестовых оценок.

Еще один метод диагностики способностей – анкетирование (опрос). При отборе анкетирование используется в основном для изучения интересов и самооценки.

Весьма эффективен и метод наблюдения за поведением в игровой деятельности, предложенный Л. В. Родионовым (1979).

Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и возможностям ребенка, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемость или обучаемость спортсмена. В школе дифференциальной психологии Теплова-Небылицина было выдвинуто представление о свойстве динамичности или обучаемости как о первичном свойстве нервной системы – одном из важнейших врожденных свойств наряду с силой, подвижностью и лабильностью нервных процессов. Обучаемость понималась как скорость образования условных рефлексов.

В свою очередь эффективность тренировочных воздействий существенно определяется адекватностью физических упражнений для данного индивидуума, его врожденным и приобретенным особенностям, что необходимо учитывать в процессе спортивного отбора.

В подавляющем большинстве случаев инструментом для проявления комплексной подготовленности спортсмена служит уровень развития его физических качеств. Видимо именно этим руководствуются тренеры, отбирая новичков по их результатам в специально подобранных контрольных упражнениях. При этом наиболее способными, как правило, признаются те дети, у которых исходный уровень развития основных физических качеств значительно выше, чем у сверстников. Однако практика показывает, что нередко наиболее способные на первый взгляд новички впоследствии не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Ребята со средним или даже низким исходным уровнем развития физических качеств через несколько лет успешно овладевают спортивным мастерством. Возможно дело тут в том, что мы пытаемся путем кратковременного (чаще одноразового) тестирования, определить потенциальные возможности спортсмена на много лет вперед, забывая при этом, что исходный уровень развития физических качеств говорит нам не столько о будущих возможностях новичка, сколько о его сегодняшней готовности.

В то же время некоторые авторы считают, что для определения потенциальных возможностей наряду с исходным уровнем готовности существенное значение имеет и темп (интенсивность) прироста тех качеств, от которых, прежде всего и в большей мере зависит успешность избранной спортивной деятельности. К. М. Гуревич отмечает, что, по крайней мере, часть из тех, кто заслужил низкий балл при исходном тестировании, может в короткий срок подняться до уровни тех, кто набирал большее количество баллов. Р. Эбэл также считает, что тесты в меньшей мере следует использовать для прогнозирования и в большей мере - для стимулирования достижений.

Прямое подтверждение этого находим в экспериментальной работе Н. Ж. Булгаковой, В. М Зациорского, Н. М. Кремневой, (1987). Авторы пришли к выводу, что нельзя судить о способностях детей к плаванию по их результатам на первых контрольных испытаниях и тем более по этим результатам отсеивать слабых. Такая практика, считают исследователи, привела бы к безусловным потерям одаренных детей, особенно среди младшего возраста, а также детей с замедленными темпами роста. Далее авторы отмечают, что итоговые достижения юных пловцов к концу второго года обучения практически не зависят от результатов, показанных ими на приемных испытаниях.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что для надежного прогнозирования потенциальных возможностей наибольшее значение имеет не исходный уровень развития физических качеств а соотношение между этим уровнем и темпами (интенсивностью) прироста физических качеств. Из выше сказанного следует, что при прочих равных условиях ведущая роль в прогнозировании потенциальных возможностей спортсмена принадлежит темпам прироста физических качеств – тренируемости. Между высокотренируемыми и низкотренируемыми спортсменами возможны значительные различия по времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства (Сологуб Е. Б.,1998, Казак К. Б. 1998 и др,).

Высокая тренируемость впоследствии, сокращая время подготовки высококвалифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранения его здоровья) и социальной задачи (победы на соревнованиях), но и позволяет достичь высокого экономического эффекта тренировочного процесса.

Неадекватный выбор вида спортивной специализации или стиля соревновательной деятельности, как показывают современные исследования (Сологуб Е. Б., Таймазов В. А. 2000 и др.), резко замедляет рост спортивного мастерства и ограничивает уровень спортивных достижений, а также является фактором риска для здоровья.

Отбор можно определить, как процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действий спортсменом и наблюдения за его поведением. Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить определенную категорию предвидения (наличие качества, которое в своем развитии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а повторное обследование, проводимое через определенный промежуток времени дает категорию различия (кто есть кто). Предсказание заключается в установлении отношения между этими двумя категориями (Родионов Л. В., 1979). Следовательно, суть процесса состоит в необходимости выяснения: сохранят ли свое преимущество те, кто обладал им в начале первичного отбора.

Определение способности к обучению решения тактических задач возможно при использовании информативных психологических критериев (Сологуб Е. Б, Бедрина З. Ю., 1990).

Общепринятым является положение, что способности детей, подростков и юношей могут быть исследованы более глубоко и результативно, если их изучать одновременно с позиций теорий отбора и обучения (Бальсевич В. К., 1980).

При обсуждении вопроса о соотношении способностей со знаниями, умениями и навыками В, И. Лях (1991) подчеркивает несводимость одних с другими. Иначе говоря, к примеру, координационные способности (КС) не сводятся к знаниям, умениям и двигательным навыкам, которые выработаны у человека в данный момент. Почти всегда необходимо решать вопрос о том, в какой степени определенное достижение в моторном тесте основывается на способностях, а в какой – на умениях. Часто предполагается, что тестовое задание, которое индивид выполняет первый раз, выражает его способности. На самом деле тестовый результат зависит от многих факторов, В первую очередь от умении и навыков в момент тестирования, от установок проводящего тест, эмоционального состояния и отношения испытуемого к данному тесту, от ряда его психических способностей (объема и скорости восприятия зрительной памяти; концентрадии, распределения и переключения внимания) и др,, а не только от одной или нескольких координационных способностей (Лях В, И. 1984,1987,1989, 1995).

Говорить о потенциальных способностях индивидов на основе первоначальных и однократных измерений (тестов, наблюдений) нельзя. Это подчеркивают и экспериментально доказывают многие отечественные и зарубежные исследователи, которые в данном вопросе достаточно единодушны. Кравец А. Г. (1981) считает, что невозможно оценить потенциальные двигательные и психические способности и тем самым спортивную пригодность к определенному виду спорта (прежде всего, разумеется, на самых ранних этапах отбора) какими бы совершенными ни были методы оценки. Это связано с тем, что большинство человеческих характеристик важнейших для спортивной деятельности, весьма лабильно в течение детского и юношеского возраста и в силу этого не обладает достаточной прогностичностью. Поэтому сделать правильный отбор кандидатов для занятий конкретным видом спорта и оценить потенциально необходимые для этого способности индивида можно лишь в результате достаточно длительного наблюдения.

Однако справедливо и то, что некоторые способности отличаются высокой стабильностью и обладают достаточной прогностичностью на всех этапах отбора. К числу этих характеристик, как показали Кожевникова З. Я. (1971), Бриль М. С. (1980), Корженевский А. Н., Квашук П. В, (1993); Лях В. И. (1991, 1995) относятся данные психомоторики, координационные способности и технической подготовленности подростков. Правда, не все из них одинаково стабильны и прогностичны навсех этапах отбора. Например, показатели меткости и времени сложной реакции достоверно стабильны лишь на третьем этапе – от 14 до 16 лет; кинестезическая чувствительность и время простой реакции – стабильны уже со второго этапа - с 12 до 14 лет; показатель челночного бега и ведения мяча с изменением направления стабильны на всех трех этапах (с 10 лет) и обладают высокой прогностической силой в оценке спортивных способностей (Бриль М. С. 1980),

Все эти факторы говорят о том, что достаточно точный прогноз развития потенциальных способностей индивида можно получить лишь в результате длительного наблюдения.