Особая сложность поиска одаренных детей для специализированных занятий спортивными играми обуславливается спецификой игровой деятельности, требующей многостороннего проявления целого комплекса специальных качеств, от которых зависит возможность успеха в избранном виде спор­та. Она выражается в особенностях морфофункциональных, психофизиологи­ческих, технико-тактических и личностных характеристик.

Нельзя не согласиться с подавляющим большинством авторов (Зельдо­вич Т. А., 1968, 1970; Грошенков С. С, 1972, 1973; Мартиросов Э. Г., 1978; Бальсевич В. К., 1980; Бриль М. С., 1980; Филин В. П., 1983; Николич А., Параносич В., 1984 и др.) представляющих себе отбор как длительный про­цесс. Они считают, что нельзя моментально оценить спортивную пригод­ность, какими бы совершенными ни были методы оценки. Если учесть дина­мический характер пригодности и лабильность многих важнейших для спор­тивной деятельности характеристик, становится ясной необходимость систе­матического дополнения и уточнения первоначальных оценок. Если исходить из определения отбора, продолжительность его равна длительности спортив­ной жизни, поэтому имеет смысл говорить о различных этапах отбора.

Первым этапом отбора (Бриль М. С., 1980) можно назвать организацию групп подготовки к ДЮСШ. В них должны приниматься все желающие, имеющие медицинское освидетельствование и желание. Такие группы при­званы решать две главные задачи: массовое привлечение детей к занятиям спорта и подбор наиболее перспективных для приема в ДЮСШ.

Здесь следует заметить, что предлагаемая В. Старостой (2003) современная система отбора, сопутствующая многолетнему процессу тренировки, подразделяется на три этапа. Первый из них относится к начальному отбору для занятий спортом вообще. Его можно назвать всесторонним. Его цель – определение уровня двигательной подготовки всех здоровых детей, желающих заниматься спортом, и показателей строения их тела, в том числе определение отклонений от нормы. Занятия, проводимые в его рамках, должны быть направлены на всестороннее развитие всех двигательных способностей с обращением особого внимания на координационные способности (КС); заботу о всестороннем физическом развитии; улучшение здоровья и ограничение или устранение отклонений от нормы.

Второй этап отбора – отбор в учебно-тренирозочные группы начальной спор­тивной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Начальная спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида для создания возможно­стей спортивного совершенствования. Поэтому цель отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к спортивному совершен­ствованию.

По В. Старосте (2003), цель второго этапа – обеспечение отбора самых талантливых в двигательном отношении детей для соответствующих групп спортивных дисциплин на основе выявленных во время занятий (тренировок) различных способностей: двигательных (координационных и кондиционных), соматических, функциональных, психических и состояния здоровья. На этом этапе занятия должны быть направлены на дальнейшее развитие всех двигательных способностей, необходимых в данной группе спортивных дисциплин, с акцентом на КС.

Третий этап отбора – отбор в группы спортивного совершенствования. Задача этого этапа – целенаправленная подготовка смены командам мастеров. Цель отбора на этом этане состоит в оценке перспективности юных спортсменов. Здесь, как и на предыдущем этапе не может быть какой-то кратковременно­сти, тем более однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализацией способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженно­сти.

По В. Старосте (2003), на этом этапе осуществляется специализированный отбор. Его цель – определение специфических предрасположенностей, необходимых для конкретного вида спорта.

Четвертый этап отбора – комплектование команды мастеров. На этом этапе бо­лее жесткое понимание пригодности. Тренер команды мастеров ищет не про­сто сильного игрока, но и подходящего по стилю, нужного амплуа, совмести­мого с игровым коллективом. Частным случаем комплектования команд мас­теров является отбор в сборные команды.

Выделенные выше четыре этапа отбора определяют последовательность и целевую направленность процесса отбора в спортивных играх.

Различают три стороны системы отбора: критерии отбора, методы отбора и организа­цию отбора.

К критериям отбора относят качественно-количественные характеристики спе­циальных способностей.

Среди применяемых методов отбора распространены экс­пертиза (экспертные оценки), аппаратурный метод и метод тестов.

Под орга­низацией отбора понимается комплекс мероприятий, направленных на наиболее эф­фективное и рациональное использование методов отбора.

Метод экспертизы обычно применяют для выявления медицинских противопоказаний, оценки перспективности при комплектовании команд или игровых звеньев.

Аппаратурный метод стал широко использоваться сравнительно недав­но в связи с необходимостью точного количественного анализа, который дру­гим путем осуществить невозможно. Применение аппаратуры, без сомнения, поднимает систему отбора на более высокую ступень. Однако следует учиты­вать некоторую ограниченность этого метода. С помощью даже совершенной аппаратуры чрезвычайно трудно моделировать специфические условия спор­тивной деятельности, хотя существуют более или менее удачные попытки.

Тестовый метод, как правило, менее точный. Используемые тесты клас­сифицируются на бланковые, манипуляциоппые, моторные и модельные.

Бланковые тесты обычно связаны с набором заданий, заключающихся в зачеркивании цифр (шкала самооценки Спилберга–Ханина), подсчете ко­лец с разрывом в различных местах (кольца Ландольта) и т. д.

Манипуляционные тесты предусматривают использование несложных приспособлений («тройка» – для исследования оперативного мышления).

Мо­торные тесты используются с целые измерения двигательных качеств (пры­жок вверх по Абалакову) и т. д.

Модельные тесты требуют реакции на комплекс условий, характерных для спортивной деятельности (игра 1 ? 1 в баскетболе).

Игры – наиболее подходящая форма исследования индивидуальных особенностей детей при отборе для занятий баскетболом, так как способст­вуют проявлению функций в тех сочетаниях, которые, видимо, и составляют структуру одаренности. К тому же игры являются наиболее естественным ви­дом деятельности младших школьников и потому требуют того оптимального уровня мотивации, который положительно отражается на надежности тесто­вых оценок.

Еще один метод диагностики способностей – анкетирование (опрос). При отборе анкетирование используется в основном для изучения интересов и самооценки.

Весьма эффективен и метод наблюдения за поведением в игровой дея­тельности, предложенный Л. В. Родионовым (1979).

Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и возможно­стям ребенка, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемость или обучаемость спортсмена. В школе дифференциальной психологии Теплова-Небылицина было выдвинуто представление о свойстве дина­мичности или обучаемости как о первичном свойстве нервной системы – одном из важнейших врожденных свойств наряду с силой, подвижностью и ла­бильностью нервных процессов. Обучаемость понималась как скорость обра­зования условных рефлексов.

В свою очередь эффективность тренировочных воздействий сущест­венно определяется адекватностью физических упражнений для данного индивидуума, его врожденным и приобретенным особенностям, что необходимо учитывать в процессе спортивного отбора.

В подавляющем большинстве слу­чаев инструментом для проявления комплексной подготовленности спорт­смена служит уровень развития его физических качеств. Видимо именно этим руководствуются тренеры, отбирая новичков по их результатам в специально подобранных контрольных упражнениях. При этом наиболее способными, как правило, признаются те дети, у которых исходный уровень развития ос­новных физических качеств значительно выше, чем у сверстников. Однако практика показывает, что нередко наиболее способные на первый взгляд но­вички впоследствии не оправдывают возлагавшихся на них надежд. Ребята со средним или даже низким исходным уровнем развития физических качеств через несколько лет успешно овладевают спортивным мастерством. Возмож­но дело тут в том, что мы пытаемся путем кратковременного (чаще одноразо­вого) тестирования, определить потенциальные возможности спортсмена на много лет вперед, забывая при этом, что исходный уровень развития физиче­ских качеств говорит нам не столько о будущих возможностях новичка, сколько о его сегодняшней готовности.

В то же время некоторые авторы считают, что для определения потен­циальных возможностей наряду с исходным уровнем готовности существен­ное значение имеет и темп (интенсивность) прироста тех качеств, от которых, прежде всего и в большей мере зависит успешность избранной спортивной деятельности. К. М. Гуревич отмечает, что, по крайней мере, часть из тех, кто заслужил низкий балл при исходном тестировании, может в короткий срок подняться до уровни тех, кто набирал большее количество баллов. Р. Эбэл также считает, что тесты в меньшей мере следует использовать для прогнозирования и в большей мере - для стимулирования достижений.

Прямое подтверждение этого находим в экспериментальной работе Н. Ж. Булгаковой, В. М Зациорского, Н. М. Кремневой, (1987). Авторы пришли к выводу, что нельзя судить о способностях детей к плаванию по их результатам на первых контрольных испытаниях и тем более по этим результатам отсеи­вать слабых. Такая практика, считают исследователи, привела бы к безуслов­ным потерям одаренных детей, особенно среди младшего возраста, а также детей с замедленными темпами роста. Далее авторы отмечают, что итоговые достижения юных пловцов к концу второго года обучения практически не за­висят от результатов, показанных ими на приемных испытаниях.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что для надежного прогнозирования потенциальных возможностей наибольшее значение имеет не исходный уровень развития физических качеств а со­отношение между этим уровнем и темпами (интенсивностью) прироста физи­ческих качеств. Из выше сказанного следует, что при прочих равных услови­ях ведущая роль в прогнозировании потенциальных возможностей спортсме­на принадлежит темпам прироста физических качеств – тренируемости. Ме­жду высокотренируемыми и низкотренируемыми спортсменами возможны значительные различия по времени достижения одних и тех же уровней спор­тивного мастерства (Сологуб Е. Б.,1998, Казак К. Б. 1998 и др,).

Высокая тренируемость впоследствии, сокращая время подготовки вы­сококвалифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранения его здоровья) и социальной задачи (побе­ды на соревнованиях), но и позволяет достичь высокого экономического эф­фекта тренировочного процесса.

Неадекватный выбор вида спортивной специализации или стиля сорев­новательной деятельности, как показывают современные исследования (Со­логуб Е. Б., Таймазов В. А. 2000 и др.), резко замедляет рост спортивного мастерства и ограничивает уровень спортивных достижений, а также является фактором риска для здоровья.

Отбор можно определить, как процесс, сочетающий в себе установле­ние определенных критических уровней выполнения действий спортсменом и наблюдения за его поведением. Целью процесса отбора является предсказа­ние успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить определенную категорию предвидения (наличие качества, которое в своем разви­тии обеспечит высокий уровень конкретной специальной способности), а по­вторное обследование, проводимое через определенный промежуток времени дает категорию различия (кто есть кто). Предсказание заключается в уста­новлении отношения между этими двумя категориями (Родионов Л. В., 1979). Следова­тельно, суть процесса состоит в необходимости выяснения: сохранят ли свое преимущество те, кто обладал им в начале первичного отбора.

Определение способности к обучению решения тактических задач возможно при использо­вании информативных психологических критериев (Сологуб Е. Б., Бедрина З. Ю., 1990).

Общепринятым является положение, что способности детей, подрост­ков и юношей могут быть исследованы более глубоко и результативно, если их изучать одновременно с позиций теорий отбора и обучения (Бальсевич В. К., 1980).

При обсуждении вопроса о соотношении способностей со знаниями, умениями и навыками В, И. Лях (1991) подчеркивает несводимость одних с другими. Иначе говоря, к примеру, координационные способности (КС) не сводятся к знаниям, умениям и двигательным навыкам, которые выработаны у человека в данный момент. Почти всегда необходимо решать вопрос о том, в какой степени определенное достижение в моторном тесте основывается на способностях, а в какой – на умениях. Часто предполагается, что тестовое за­дание, которое индивид выполняет первый раз, выражает его способности. На самом деле тестовый результат зависит от многих факторов, В первую оче­редь от умении и навыков в момент тестирования, от установок проводящего тест, эмоционального состояния и отношения испытуемого к данному тесту, от ряда его психических способностей (объема и скорости восприятия зри­тельной памяти; концентрации, распределения и переключения внимания) и др., а не только от одной или нескольких координационных способностей (Лях В, И. 1984,1987,1989, 1995).

Говорить о потенциальных способностях индивидов на основе перво­начальных и однократных измерений (тестов, наблюдений) нельзя. Это под­черкивают и экспериментально доказывают многие отечественные и зарубежные исследователи, которые в данном вопросе достаточно единодушны. Кравец А. Г. (1981) считает, что невозможно оценить потенциальные двига­тельные и психические способности и тем самым спортивную пригодность к определенному виду спорта (прежде всего, разумеется, на самых ранних эта­пах отбора) какими бы совершенными ни были методы оценки. Это связано с тем, что большинство человеческих характеристик важнейших для спортивной деятельности, весьма лабильно в течение детского и юношеского возрас­та и в силу этого не обладает достаточной прогностичностью. Поэтому сде­лать правильный отбор кандидатов для занятий конкретным видом спорта и оценить потенциально необходимые для этого способности индивида можно лишь в результате достаточно длительного наблюдения.

Однако справедливо и то, что некоторые способности отличаются высокой стабильностью и обла­дают достаточной прогностичностью на всех этапах отбора. К числу этих характеристик, как показали Кожевникова З. Я. (1971), Бриль М. С. (1980), Корженевский А. Н., Квашук П. В, (1993); Лях В. И. (1991, 1995) относятся данные психомото­рики, координационные способности и технической подготовленности детей и под­ростков.

Все эти факторы говорят о том, что достаточно точный про­гноз развития потенциальных способностей индивида можно получить лишь в результате длительного наблюдения. Однако на сегодняшний день имеются научно обоснованные данные по модельным характеристикам в различных видах спорта, выделены наиболее информативные, наследственно обусловленные факторы, которые при определении спортивной пригодности детей следует учитывать в первую очередь (Семенов Л. А.,  Исаков С. В., 1998). Важно, чтобы эти данные дошли до детских тренеров в виде конкретных рекомендаций. Следует также предусмотреть возможность создания в ДЮСШ некоего консультативного совета по определению спортивной пригодности детей с возможным привлечением специалистов кафедр академий, факультетов физической культуры.

http://fizkulturaisport.ru/