СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ Учет и контроль работы

Учет работы включает предварительный учет, то есть данные, с которыми пришли занимающиеся в отделение баскетбола, и текущий учет - на протяжении всего периода обучения.

Основной задачей учета работы является выявление целесообразности применения избранных средств и методов в подготовке спортсменов, учет успеваемости и ответная реакция организма на выполняемую работу, своевременное внесение коррективов в планирование подготовки баскетболистов. Комплексный и правильно построенный учет работы способствует повышению уровня учебно-тренировочного процесса.

В учебном журнале тренер (инструктор) учитывает посещаемость занятий, уровень теоретических знаний (по пятибалльной системе) и практической деятельности - результаты выполнения контрольных нормативов по физической и технической подготовке, результаты выступления в соревнованиях,  заключение   врача   о  состоянии  здоровья  занимающихся.

В рабочих поурочных планах записывается, какие упражнения использовались в занятиях и их дозировка; физиологическая и педагогическая направленность.

Сравнение результатов контрольных испытаний в начале и конце учебного года, динамика ответной реакции организма на нагрузку в процессе подготовки баскетболистов позволяют судить о приспосабливаемое™ организма к выполняемой нагрузке.

В дневниках тренера (инструктора) учитывается динамика состояния спортсмена по данным реакции сердечно-сосудистой системы до и после нагрузки, в начале рабочего дня, допустимый предел объема и интенсивности направленной нагрузки спортсмена.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Нормативы по физической и технической подготовке занимающиеся сдают на каждом году обучения. Это позволяет получить результаты, отражающие уровень подготовленности баскетболистов на определенном этапе учебно-тренировочного процесса, а также динамику роста или снижения этих показателей.

Нормативы по ОФП принимаются в начале и конце каждого этапа подготовки согласно нормам комплекса ГТО для данного возраста спортсменов, а по СФП и технике — накануне и после соревновательного периода в зависимости от года обучения.

Объективной оценкой контроля считается только такая, которая будет состоять как минимум из двух показателей — определения уровня развития какого-либо качества и физиологической "стоимости" достижения этого результата. Последнее выходит за рамки тестирования и относится к сфере функциональной диагностики, где изучается адаптация органов и систем организма в условиях спортивной нагрузки.

Функциональные пробы проводятся в условиях покоя, затем определяется характер и степень их изменения при выполнении стандартных и специфических контрольных нормативов и, наконец, анализируется характер и время восстановления после нагрузки.

Многократное обследование проводится в одинаковых условиях в одно и то же время по единой методике на общепринятой аппаратуре.

Содержание контрольных нормативов для баскетболистов по специальной физической и технической подготовке для групп первого и второго года обучения в секции баскетбола представлено в табл. 4.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. - Мн.: Полымя, 1988. С. 14.